Главная » Статьи » Статьи авторские

мануал по клину вторая ступень
5) Уровни, основные способы наложения

Очень часто при клине манги используется инструмент «Уровни» (Image ? Adjustments ? Levels или Ctrl + L). Что он из себя представляет?

Уровни — это инструмент, с помощью которого можно корректировать яркость, контраст изображения, а так же диапазон цветов, задавая положения черного, белого и полутонов на гистограмме.

В окне этого инструмента присутствуют следующие элементы:



Гистограмма - это график распределения цвета на изображении. По горизонтальной оси представлены цвета от абсолютно черного (0) до кристально белого (255). По вертикальной оси обозначено количество пикселей данного цвета на изображении. А самые высокие «гребни» на гистограмме, так называемые «пики», соответствуют самым встречаемым цветам на изображении.

Белый ползунок задает белый цвет на гистограмме. При перемещении его влево изображение осветляется. В самом начале, когда Вы только вызвали окно уровней, он находится на позиции 255 (белый цвет). Сдвигая его, например, на позицию 245 (светло-серый), Вы говорите инструменту, чтобы он превратил все цвета от 245 до 255 в белый, а остальные перераспределил линейно, дабы избежать резких переходов.
Черный ползунок задает черный цвет на гистограмме. Перемещая его вправо, Вы затемняете изображение.
Серый ползунок или гамма служит для корректировки яркости полутонов (серого цвета). Перемещая его влево/вправо, Вы осветляете/затемняете серый цвет на изображении.

При клине, уровни обычно используются для избавления от грязи. Чистить артефакты ими не стоит, потому что это может испортить скан. Основной принцип при наложении уровней — избавиться от грязи, но при этом не повредить серый.

Ниже я расскажу про два основных способа использования этого инструмента при чистке.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ: «По пикам».

Основные цвета на скане манги — это черный и белый, поэтому, вполне логично будет предположить, что именно они и должны находиться на пиках гистограммы нашего скана. Следовательно, чтобы сделать черный черным, а белому вернуть его белизну, нужно всего лишь разместить черный и белый ползунки под соответствующими пиками гистограммы. Так и сделаем.



Под корректирующим слоем (черный, белый) видно, что белый действительно стал белым, а черный почернел, но осталось еще много артефактов. Это произошло из-за того, что на самом деле наш «грязный» белый (черный) был не однородного цвета, а «в крапинку». Чтобы избавиться от таких артефактов, надо либо ЧУТОЧКУ сильнее сдвинуть белый (черный) ползунок дальше пиков гистограммы (плохой способ, вредит скану), либо попробовать какой-нибудь другой метод, например, инструмент Выбор цвета, или же ручную чистку (хороший способ).

Еще довольно широко распространен другой вариант: черный ползунок так же выставляется по пикам, но белый, в отличие от нашего способа, ставиться на 1/3 склона. Делается это для избавления от некоторого количества артефактов на белом, но при таком использовании уровней необходимо следить за светлыми элементами скана, иначе можно их очень сильно повредить.



Белый стал чище от артефактов, но скринтоны (кружочки) в последнем фрейме начали исчезать.

ВТОРОЙ СПОСОБ: «С использованием гаммы».

Все мы знаем, насколько полезны при клине корректирующие слои! Ведь через них видны и грязь, и артефакты, зачастую незаметные невооруженному глазу. Второй способ использования уровней похож на них.

Его смысл в том, что при левелировании (так часто называют процесс использования инструмента «Уровни»), серый ползунок, он же гамма, смещается сначала к белому ползунку для настройки белого цвета, а затем — к черному ползунку для настройки черного, при этом выполняя роль корректирующего слоя. Давайте рассмотрим этот способ поподробнее и в картинках:

1. Открываем уже знакомое нам окно «Уровни».



2. Сдвигаем серый ползунок до упора вправо, к белому ползунку.



3. Как Вы видите, скан потемнел, вся грязь и артефакты на белом стали видны. Теперь двигаем белый ползунок одновременно с серым, наблюдая за сканом. Грязь начала пропадать, артефактов тоже стало заметно меньше. Находим оптимальную позицию для белого ползунка.



4. Теперь тянем серый ползунок до упора влево, вплотную к черному ползунку.



5. Настраиваем черный по тому же принципу, как настраивали ранее белый. Главное — не перестараться.



6. Настраиваем серый, перемещаем серый ползунок по скану в поиске оптимального цвета или же просто возвращаем серый ползунок в позицию 1.00.



7. Готово, применяем.

Основной недостаток этого метода — во время левелинга мы не видим что происходит с темно- и светло-серыми элементами скана, в результате чего они просто напросто пропадают. Надо стараться этого избегать, следя за самым светлым элементом скана при настройке белого (можно на время возвращать серый ползунок в позицию 1.00, чтобы проверить скан), и за самым темным элементом при настройке черного. Если же потери некоторых деталей не избежать — их можно вернуть, используя, например, инструмент Историческая кисть. Помните, что Уровни — это средство борьбы с грязью, а не с артефактами!

ПОТЕРЯ СВЕТЛО-СЕРОГО И ТЕМНО-СЕРОГО ЦВЕТОВ.


При неправильном левелинге очень часто теряются светло-серые и темно-серые тона. На представленном ниже скане, например, потерян скринтон и засветлен пиджак.



Для того, чтобы этого избежать, нужно внимательно следить за самым светлым и за самым темным элементами скана (за исключением черного и белого цветов). Скан, при открытом окне Уровней, можно перемещать, зажав кнопку ПРОБЕЛ.

Не стоит из-за артефактов жертвовать элементами рисунка. Важно помнить, что Уровни используются для избавления от грязи, а для чистки артефактов существуют другие, более щадящие скан инструменты, такие как выбор цвета, замена цвета и т. д.[/spoiler]

Задание.
http://www.mediafire.com/imageview.php?quickkey=fvpf2k2018uo4i3&thumb=4
Скачайте скан. Попробуйте почистить его до уровней включительно.

6) Выбор цвета

Выбор цвета является основным способом борьбы с артефактами в нашем клане. То есть большинство манги клинится связкой уровни-выбор цвета-ручная чистка.
Преимущества выбора цвета:
- можно включать в экшен;
- легко можно изменять силу воздействия;
- новичкам легко освоить.
То есть выбор цвета - это точно, быстро и эффективно.
Недостатки (в сравнении с заменой цвета):
- всё таки выбор цвета грубее и больше повреждает скан.

Путь
select - color range

1) http://s51.radikal.ru/i133/1012/13/c08d0a76426a.png
Находим "Выбор цвета""color range"

2) http://i035.radikal.ru/1012/84/7e2b91deddc8.png
Открываем меню.

Выбор цвета позволяет нам выбрать пиксели скана определённого цвета
Верхний ползунок отвечает за разброс. Пипетка выбирает цвет, от которого будет считаться разброс.
Разброс — это количество цветов, которые будут включены в выделение. Чем больше значение, тем больше выделит выбор цвета.
Мы выбираем пипеткой два цвета - идеально белый и идеально чёрный. Например, с квадратов на панели инструментов.
Мы используем значения разброса 10, 20, 30, 40. Как для белого, так и для чёрного.
Поставим, например, 40 и возьмём цвет белый.
ОК.
Все остальные инструмены нам не пригодятся.
3) http://s15.radikal.ru/i189/1012/0b/5cf6b908837c.png

Как вы видите, у нас на скане выбрано всё белого и светло-серого цвета.
Очевидно, что чем больше мы возьмём значение разброса, тем меньше артефактов останется, и тем сильнее повредятся светло-серые и тёмно-серые текстуры.
При выборе значения разброса руководствуйтесь именно этим - смотрите на текстуры. Замечу, что это нормальн,о если белый скажем 40, а чёрный 20.
Теперь мы вызываем уровни. Ctrl+L
Как видите, перед нами не вся гистограмма. Для белого цвета - правая часть, для чёрного - левая.
4) http://s16.radikal.ru/i191/1012/42/c7d1d030f89f.png

Для белого потяните белый ползунок до упора влево. Для чёрного - чёрный ползунок до упора вправо.
Теперь ОК.
Не снимая выделения, снова откройте уровни. Видите - часть тонов всё же не стала идеально белой?
Повторим процедуру.
Наиболее распостранённый алгоритм выбор цвета: выбор цвета, уровни три раза, выбор цвета, уровни 1 раз.
Но вы можете использовать и другие алгоритмы - выбор цвета после каждых уровней, большее число раз уровни и т.д. Чередуя уровни и выбор цвета, вы можете регулировать силу чистки.

Задание 1.
Создайте экшены отдельно для чёрного, отдельно для белого с разбросом 10, 20, 30, 40 и повтором уровней три раза. Всего восемь экшенов. Добавте их в папку стандартных экшенов.
Задание 2.
http://www.mediafire.com/imageview.php?quickkey=fvpf2k2018uo4i3&thumb=4
Создайте экшен для очистки таких сканов.
- подготовка
- уровни
- выбор цвета.
Ручную чистку не проводить.
При создании обращайте внимание на светло-серую текстуру (облака) и тёмно-серую (тень).
В качестве страницы для чистки используйте задание из прошлого раздела. Покажине готовый скан и экшен для чистки его.

7) Замена цвета.

Вообще ,замена цвета построена на сходном с выбором цвета принципе.
Мы будем использовать её как ручной, щадящий метод очистки скана от артефактов. По хронологии, замена цвета стоит после выбора цвета и до ручной чистки. Но если уровни, выбор цвета и ручная чистка - необходимый минимум, то замена цвета — метод, который нужно применять ситуативно.
Плюсы:
- замена цвета не так повреждает серый, как выбор цвета.
Минусы:
- полуручная чистка, то есть намного дольше, чем выбор цвета;
- без ручной чистки всё равно не обойтись.

То есть, по сути, замена цвета - это способ убрать артефакты, оставшиеся после выбора цвета, если их много. Остаток всё равно придётся чистить руками.
Хотя никто не запретит вам заменить выбор цвета заменой цвета. Такж,е минусом этой чистки является то, что новичкам намного проще освоить выбор, а не замену цвета.

Ход работы:
Откроем замену цвета.
Путь => Изображение — Коррекция - Заменить цвет (Image - Adjustments - Replace Color)
http://s015.radikal.ru/i331/1012/ce/b01017efa1d9.png

Открываем меню.
http://i052.radikal.ru/1012/d9/7e043ac5e7b5.png

Верхняя шкала аналогична такой же в выборе цвета, но мы будем работать со значениями не более 10! На практике же, больше 5 я не применял для дочистки за выбором цвета.
Ставим верхний ползунок, скажем, на 3. (4.5...)
Как видите, сейчас включен коректирующий слой (коректирует белый). Для работы с заменой цвета крайне желательно использовать корректирующие слои. (С выбором цвета корректирующие слои использовать нельзя).
Нижний ползунок тянем до упора вправо, если чистим белый и до упора влево, если чёрный.
Теперь НЕ ЗАЖИМАЯ Shift кликаем пипеткой по артефакту. Масштаб берите такой, чтобы гарантированно попасть. Для движения по скану зажимайте пробел.
После этого, зажав шифт, кликайте по остальным артефактам. При каждом таком клике выделяется выбраный артефакт и близкие к нему по оттенку артефакты. Выделяйте 3-4 раза, не больше. Не стремитесь убрать все артефакты. После того, как закончите, проверяйте в обязательном порядке скринтоны светло-серого (для белого) и тёмно-серого (для чёрного) оттенка.
Также помните, что отмена действия Ctrl+Alt+Z до того, как вы нажали ОК в замене цвета, отменяет последнее ваше выделение пипеткой, а после того, как меню закрылось - всё действие по замене цвета.

Используя замену цвета новичку нужно соблюдать осторожность и следить за светло-серым и тёмно-серым скринтонами. Замена цвета убивает скринтон иначе, чем выбор цвета. Если выбор смещает тёмно-серый в чёрный плавно, то замена цвета зачастую делает это "сеточкой". Для некоторой компенсации сильной замены цветом имеет смысл уменьшать размер изображения после, а не до неё. Но такой приём может скрыть только небольшие промахи клинера. Будьте аккуратны.

8) Ручная чистка
Итак, что же такое ручная чистка? Вы, наверное, замечали что уровни, заменв и выбор цвета хоть и убирают значительную часть артефактов, но, если приглядеться, можно увидеть, что местами артефакты остались. Для удаления этих оставшихся артефактов и нужна ручная чистка . Она, хоть и занимает немалое количество времени, но в конце у вас получается хорошо отклиненный скан. Итак, начнём.

1.
Зачастую шум трудно заметить, поэтому сделаем корректирующий слой (путь смотрим в картинке).

2.
Нажимаем Ок (конечно, можем также переименовать).
Потом смещаем белый ползунок до упора вправо.

3.
Примерно так должно получиться, картинка станет очень чёрной, то есть серый цвет сместится в сторону потемнения.

4.
Теперь можно посмотреть на скан, сразу виден шум. На оригинальном скане всё это не было бы видно.
Ставим слой, на котором мы работаем, увеличиваем масштаб на 200-300%. Теперь берём инструмент "осветление" (dodge tool)(Слева вы найдёте иконку вроде чёрной лупы - осветлитель) или же руку — (затемнитель. Если же не найдете, нажмите на кнопку o). Обратите внимание на процент - это то, насколько сильно инструмент будет осветлять картинку. Переходим на основной слой, начинаем осветлять, желательно не залезать за пределы шумов.
Так можно почистить скан довольно быстро, главное - не перебарщивать с силой осветления. В осветлителе и в затемнителе процент (exposure) нужно ставить 13-15,а range нужно поставить highlights.
И тогда, если залезли за пределы артефактов, последствия будут не так страшны.

5.
То же проделываем с белым ползунком. Можно проделать это на том же корректирующем слое, что и раньше, а можно создать новый и старый отключить (Мне так удобнее. Попользовавшись им долго вы поймете , о чём я).

6.
Выбираем инструмент "затемнитель" (burn tool). Теперь затемняем. В остальном то же самое. Затемнением нужно пользоваться ещё меньше, чем осветление. Как правило, только если вы переборщили с уровнями и осветлением. Просто обратите внимание на тёмные участки скана. Как с осветлителем, так и с затемнителем (Burn tool), нужно обратить вниманиена процент (exposure). Он должен быть от 13-15,а range, в отличие осветлителя, должен быть shadows.
Вот и всё.

Замечание.
Артефакты удаляются за 1-2, ну три движения. Если уходит много затираний, то что-то не то. Отключите корректирующий слой и посмотрите, не затираете ли вы лишнее. Также обращайте внимание на края скана - там иногда остаются нечищенные артефакты в один пиксель. Также нужно помнить, что во время работы осветлителем и заменителем, масштаб должен быть 200-300 пикселей и никак не меньше 100.

Задание.
Доделайте скан с которым мы работаем до конца.

9) Фильтры.

Smart Blur (Умное размытие).
Этот фильтр в первую очередь ценен тем, что размывает области одного цвета и слабее границы между областями.
Фильтр Умное размытие (Smart Blur) позволяет точно управлять размытием изображения.
Путь: Filter > Blur > Smart Blur (Фильтр > Размытие > Умное размытие).
Откроется окно.


В окошке предварительного просмотра можно оценить результат действия фильтра, а также увидеть исходное изображение. Для этого нужно навести на него указатель мыши и нажать ЛКМ (левую кнопку мыши). Чтобы в окне предварительного просмотра показать другой фрагмент изображения, надо навести на окно указатель мыши и зажать ЛКМ, затем, не отпуская кнопку, перетянуть на нужное изображение. Кнопки увеличить (+) и уменьшить (-) отвечают за изменение масштаба изображения в окошке предварительного просмотра.

Ползунок Radius (Радиус) отвечает за силу эффекта. Чем ниже значение, тем больше размытие.

Ползунок Threshold (Порог) задает диапазон яркости. Чем больше пороговое значение, тем сильнее будет размыто изображение.
Параметр Amount (Качество) контролирует качество размытия.


Необходимо задать качество обработки изображения: Low (Низкое), Medium (Среднее) и High (Высокое).

Чем выше качество, тем больше размытие более или менее однородных районов с низким уровнем контрастности.

Так что, выбор значения зависит от того, что вы хотите получить в конце.
К примеру, если избавиться от последствий сжатия или зерна, то я ставлю низкое.

Список Mode (Режим).


Можно выбрать эффект, который применяется к границам областей с разной яркостью.
При Normal (Обычный) обрабатывается все изображение.
При Edge Only (Только края) белым цветом выделяются области с переходом цветов, остальное закрашивается черным.
При Overlay Edge (Перекрытие краев) границы также выделяются белым, но в остальном изображении сохраняется цвет, и оно размывается.

Gaussian Blur (Размытие по Гауссу).
Этот фильтр распределяет размытие краев по Гауссу, т.е. по колоколообразной кривой. Таким образом, эффект размытия является наиболее очевидным в центре и постепенно ослабевает по направлению к краям изображения.
расположение: Filter>Blur>Gaussian Blur (Фильтр> Размытие > Размытие по Гауссу)
Откроется окно.


В нём, как и в фильтре Smart Blur (Умное размытие) есть окошко предварительного просмотра и кнопки изменения масштаба (увеличить (+) и уменьшить (-))

Также будет единственный ползунок Radius (Радиус).

Он определяет степень размывания изображения. Чем выше значение, тем сильнее размывается изображение.
Им удобно пользоваться, когда необходимо убрать по всему изображению какой-либо элемент, например зернистость изображения, а также артефакты после сжатия. В таком случае задается радиус от 0,3 до 1 (и от 0,3 до 0,5 для хороших сканов).
Пример:

Красным обозначены последствия сжатия изображения

После того, как я поставил Radius (Радиус) на 0,3

Улучшение явно есть, НО не перегибайте палку с размытием, ибо если изображение потеряет чёткость, то будет довольно проблематично понять, где что находится в получившиеся каше. Так что, после того, как примените фильтр и выставите уровни, напрягитесь и добавьте немного резкости.

Над мануалом работали:
Тихий
Vahe1994
Alando
Don
Oxotnica

Спасибо всем кто прочитал этот мануал. Будем благодарны за отзывы и пожелания о чём нам написать ещё :0)
Категория: Статьи авторские | Добавил: тихий (14.02.2011)
Просмотров: 4968 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 10
avatar
1
Классно сделано!)
А главное - очень понятно))))

Очень было интересно прочитать про "ВТОРОЙ СПОСОБ: «С использованием гаммы»."
Впервые о таком узнала))

Особенно мне понравилось описание "операции")))
Очень хорошо "разжевали " об этом народу)

В общем, составители молодцы!
Почёт и слава им)) B)

avatar
4
До! Будут силы сделаем и третью версию, но уже как отдельные уроки по каждому из этапов.
avatar
2
Вот чистить сканы "размытием" я бы не стал - по большей части получается очень поганенько x) И гамма тоже не всегда помогает, а вот пики самое круть)) А вообще глаз-алмаз лучший помощник ^_^
avatar
3
Сканы бывают разные.
Такие например... http://s46.radikal.ru/i112/1007/26/ba518236820b.jpg

И это как бы основные самые самые простые методы. Что не отменяет их важности :0)

avatar
5
Тут не поспоришь) Хотелось бы увидеть более сложные способы обработки сканов.

Мда, журнальный скан, как почти всегда, ужасно плох)) Сразу чувствуется существенное преимущество танкобона.

avatar
6
Спасибо большое=) Еще не встречала более понятного мануала shy . И хотя,например, я фильтрами не пользуюсь было очень интересно об этом почитать dance
avatar
7
Спасибо, будем и дальше стараться
avatar
8
Quote (Гайд)

Также нужно помнить, что во время работы осветлителем и заменителем, масштаб должен быть 200-300 пикселей и никак не меньше 100.

а мне казалось, масштаб в процентах измеряется fishing только чур по голове не бить, я в неё ем
avatar
9
а это и есть проценты :0)
На панели навигации и на рамке самого сайта фотошоп пишет именно так. Как то и вошло в обиход.
avatar
10
ясно ^_____^
И спасибо за гайд.)
avatar